?

Log in

No account? Create an account
Previous Entry Share Next Entry
Начало шахматной истории. Часть 1
allah17


В класс заходит новый учитель с огромным косяком, садится, запаливает, тянет…
— Дети, я ваш новый учитель биологии, Вадим Сергеевич…
Затягивается, выдыхает…
— Сегодня я расскажу вам про рыбу–пилу…
Затягивается…
— Эта рыба обитает на са–а–амом дне океана, у дна, в вечной мгле…
…ещё тяжка…
— Но иногда она выходит на берег, и начинает пилить деревья…
Затягивается, выдыхает… задумчиво:
— Пи@дец… Еба@утая рыба…


Вернувшись из очень дальней и совершенно секретной экспедиции на другую планету, я снял скафандр и не знал чем себя занять целых три дня, пока из этого состояния меня не вывел Витя, спросив: когда же я уже буду готов?
Я ответил: Всегда готов.
С понедельника меня ждало две группы. Я получил план обучения и собственно саму книжку с темами.
Задал Вите миллион уточняющих вопросов и прибыл в назначенное время в шахматный дом.
-А вот и твой первый ученик,-Витя показал на взлохмаченного худенького паренька с огромной шахматной папкой под мышкой. Звали его Артём. К нему присоединился ещё один-с большой головой. Макар.

Всего два ученика, идеальное время для тренировки.
Для моей тренировки. Мало кто мог подумать, что Вадим Сергеевич тоже тренируется. Однако я просто-таки идеально продумал все происходящие события на основе Витиных ответов и того, что я увидел на его уроках и не встретил никаких неожиданностей.

Изучали мы мат тяжёлыми фигурами со скоростью три мата в пол часа. Артём всё время рвался предлагать ходы, прям с таким надрывом, потому что обозначения клеток давалось ему с трудом.
-Ну когда мы пойдём играть? Мы ведь уже два мата поставили,-спрашивал Артём
-Не уверенно, поэтому ещё раз,-я был непреклонен.
Артём вздыхал и снова не давал Макару сказать ни слова и его приходилось останавливать. Хотя Макар и не горел желанием предлагать ходы, хотя был внимателен.
Вот мы уже и наблюдаем две заложенные личности, которые не изменятся со временем, а разовьются дальше.

Прошло пол часа теории и наступило пол часа игрового времени.
Артём постоянно обыгрывал Макара, а тот добросовестно сносил эти удары судьбы.
Нет, он слегка сопротивлялся и не хотел играть, но с Вадимом Сергеевичем не забалуешь.
Точнее забалуешь конечно, ещё как забалуешь, но не в плане шахматных задач на урок.

И вот я уже столкнулся с первой проблемой, которая на первый взгляд была не видна. Как вы думаете что будет с интересом к шахматам у того, кто постоянно проигрывает?
Я надеялся это решить осенью, когда у меня будет десять человек и станет возможным менять противников. Пока же Макару предстояло это пережить.
-А мы с часами будем? Хочу с часами, с часами!-просил Артём.
Я им поставил часы, на которые они нажимали через раз и иногда просто смотрели на время...)
Не вижу тут ничего предосудительного, зато я знаю миллион взрослых, которые как эти дети чего-то хотят, а потом оказывается это им вообще не надо.

Иногда шахматный бой переходил в весёлое пинание ногами под столом и приходилось их одёргивать. Для этого хватало спокойного голоса и оставалось только благодарить бога за то, что эти детишки такие послушные. И надеяться, что они не скоро разберутся какой Вадим Сергеевич добрый и сядут ему на шею.


Со второй группой было интереснее. За первыми столами заняло место аж четыре человека.
Перед этим в комнату зашёл Батя и спросил-не против ли я, если на моём уроке поприсутствует другой потенциальный тренер, который хочет поучиться.
Я ему говорю-да я сам только сегодня пришёл первый раз))
-Ничего страшного, у тебя хорошо получается!-подбодрил меня Батя
Этот дядька оказывается его друг. И загорелся идеей фикс открыть шахматную школу в Швейцарии. И теперь наблюдает как обращаться с маленькими демонами. Нашёл тут с кого брать пример).
Маленьких демонов звали: Марк, очень похожий на Артёма, Даниил-русско-язычный американец, которого родители из Америки спровадили на лето к бабушке, четырёхлетний Богдан-совсем крошечный чувачок, и двенадцатилетний Дима, сразу ставший моим самым любимым учеником.
Витя дал указание учить их делать рокировку, но они знали это прекрасно. Я даже на секунду растерялся-чем их учить теперь. А кждая секунда какого-либо промедления или молчания увеличивает вероятность шумного бунта, причём очень быстро, через десять секунд бездействия кто-то уже кого-то ухватит за ухо или начнёт щекотать.

Но на помощь пришёл старый добрый мат тяжёлыми фигурами. Эта группа тоже с трудом соображала как можно двумя ладьями зажать короля.
Самым ответственным был конечно же Дима. На втором месте Даниил, который хоть и терял концентрацию, но бодро отвечал на вопросы. Марк растекался по столу, двигаясь в разные стороны, а Богдан наблюдал за мной с лёгкой улыбкой и доброжелательным интересом, хотя по нему становилось понятно, что он пока не совсем понимает что он делает в этом мире и конкретно в шахматной школе).
Я уже слегка освоился и пару раз хорошо пошутил на их уровне понимания, вызвав несколько волн смеха. Краем глаза я посматривал ещё и на Витю. Он, проскользнув в класс, занял место в последнем ряду и уткнулся в телефон, но было совершенно ясно-он слышит и анализирует каждое моё слово.
Именно это, а не дети, вводило меня в некоторый волнительный стресс, осознание того, что вот сейчас за Вадимом Сергеевичем наблюдают остальные тренера. И не только.
Однако отступать было некуда и все эти мысли я выбросил из головы.

Теоретическая часть закончилась и я несколько малодушно использовал хорошего парня Диму, посадив его играть с Богданом.
-Мне кажется это будет не совсем честно,-сказал Дима
Конечно не честно, только причина была в другом. За четырёхлетним Богданом требовался глаз да глаз и Дима мне в этом должен был немного помочь. Пока Марк играет с Даниилом.
Ещё они очень быстро ходили. Не успевал один из них оторвать руку от фигуры, как второй моментально делал ход и иногда возникала ситуация, когда они не понимали чей сейчас ход. В отличии конечно же от Димы. Он играл вдумчиво и задавал вопросы Богдану, когда тот подставлял фигуру.
Богдан играл как в тумане с той же доброжелательной улыбкой, но ходил фигурками чётко. Даже конём ходил сразу, в отличии от Артёма, который ходил конём мелкими шажками на протяжении всего того пути, который конь должен проделать до искомой клетки.

Вокруг кипела жизнь, моим напарником сегодня был Миша, проводивший уроки с другими карапузами и мы менялись залами. Витя занимался один на один сначала с мелким пареньком, потом со взрослой девушкой. В углу проводили свой собственный турнир пенсионеры. Двумя из которых оказались, как думаете кто? Серебрянские мамонты. Профессор математики и контр-адмирал. Контр-Адмирал крепко пожал мне руку.
Кажется Григорий Григорьевич теряет бойцов).

Богдан принялся строить башню из сбитых фигурок и я погрозил ему пальцем. Башня была демонтирована. Но всё равно, к концу часа дисциплина расшаталась и уже стала выходить из-под контроля. Для них час занятий-это идеально. Больше уже нереально удержать дисциплину. Марк каким-то образом пришёл своим королём к королю Даниила и их короли стояли напротив, глядя друг другу в глаза.
-Я сбил короля!-объявил Даниил
-А я сбил твоего короля пешкой!-ответил Марк
Возникла тяжёлая ситуация, когда оба короля были сбиты и определить победиткля могло лишь третье лицо, имевшее хоть какой-нибудь авторитет.
-Даниил сбил твоего короля первым,-сказал я Марку

Час закончился и все разошлись кроме русско-язычного американца.
-А с кем мне поиграть?-спросил он.
Кстати, сразу понятно, что американец. Пухленький такой, сытый, выращенный на бургерах, в отличии от наших ежедневно недоедающих детишек. Шучу про недоедающих, просто видимо у нас пока ещё более менее нормальная еда.
-Давай со мной,-предложил я.
А что делать? Не бросать же его.
И мы играли. Кстати, все они играли ужасно. Намного ниже четвёртого разряда. Чему их только учили. Американец, однако, всегда делал рокировку и любил несколько раз походить королём туда-сюда.
Я попытался искоренить у него это странное желание.
А ещё любимая стратегия абсолютно всех-это пойти крайней пешкой и вывести вперёд ладью. Я про себя дал имя этому манёвру: манёвр Юрия Михалыча.

Интересно, почему у новичков такое дикое стремление в начале партии вывести вперёд именно ладью? Только маленький Богдан так не делал, что странно).

Я пару раз обыграл американца, (иногда позволяя ему вернуть ход, а иногда нет-нефиг привыкать к поблажкам) наблюдая за его реакцией. Нормально, такого поражениями не испугаешь.
Я вдруг почувствовал, что могу вот так с ним сидеть и объяснять ходы до утра. Меня это вообще не напрягало.
-Ну что, ещё одну?-предложил я
-Бабушка, можно ещё сыграть?-спросил американец
-Солныышко, ну когда же мы с тобой домой попадёоом?-спросила бабушка
Бабушка стала договариваться со мной о следующем занятии. Оказывается, американец был загружен полностью, он ходил на музыку, в бассейн, собирался в компьютерный лагерь. И одно занятие по шахматам в Америке стоит пятьдесят долларов.
-Все эти вопросы к старшему тренеру,-я указал на Витину спину и поднялся попить воды
-Конечно, конечно, столько говорили. Может Вам кофе сделать?-засуетилась женщина, отвечающая за запись учеников, оплату и такое прочее.
Я отказался.
-Не спешишь? Ну почакай тады трохи, я сейчас закончу,-Витя кивнул на девушку

Ко мне подкрались Батя и Швейцарец и сели тоже рядом. Они только что закончили между собой партию. Батя сразу не хотел играть, аргументируя тем, что он не играющий тренер, но выиграв загорелся тоже создать аккаунт в интернете и иногда играть.
-Ну что, с почином!-Батя пожал мне руку. К нему присоединились Швейцарец с Витей.
Я скромно улыбаясь кивнул.
-Только одно скажем так, не замечание, а просто пожелание,-сказал Батя,-ты слишком сложные слова для них используешь, как в университете. Им надо попроще, а то не поймут ничего. Вот только этот момент.
-Ну извините мне за мой ЖЭСовский жаргон,-я заулыбался
-Я так в первый год тоже объяснял, ну как вообще дела?-спросил Витя
Я коротко рассказал как дела.
-Это нормально. Вон видел Артёма? Он занимается всего месяц, а Макар уже пол года, но Артём постоянно с папой играет и разделывает его на раз два, чётко видит фигурку, которую может сбить. А в сентябре у тебя будут вообще нулевые, причём каждый будет знать правила шахмат по-своему. Для кого-то ладья это тура, слон- офицер, а кому-то папа сказал что пешка ходит постоянно на две клетки. Их всех надо будет привести к общему знаменателю.
-Понятно,-ответил я.
Что мне было ещё ответить.
-Папа Даниила очень любит Беларусь, говорит приеду сюда жить на пенсии,-сказала женщина-администратор
-Ещё бы с их пенсиями, почему бы и не приехать,-хохотнул Швейцарец
Я ехал домой и, хотя совсем не устал, думал как хорошо, что завтра выходной. Всё-таки я был ленивцем.
А на среду у меня образовалось вместо двух часов четыре. Во-первых американец из-за обширной программы не мог посетить занятие в группе и с ним пришлось заниматься индивидуально, а во-вторых появился какой-то взрослый айтишник, решивший хорошо научиться играть в шахматы и заниматься он хотел лично.
-От взрослых я никогда не откажусь, это проще,-ответил я на Витин вопрос: возьмёшь, не возьмёшь?
-Ты думаешь?-он хитро улыбнулся
-Конечно,-уверенно ответил я
-Ну да, они быстрее схватывают,-согласился он
-Да даже не в этом дело, а в том, что навряд ли им в голову придёт грызть фигуры,-ответил я
К занятиям я подготовился и записал кое-что в своём блокноте. Во мне уже назревала мысль опровергнуть имеющуюся совершенно неграмотную программу обучения, написанную советскими авторами. Вот почему совершенно везде у меня такое желание идти против системы?)

Ещё до начала занятий я сыграл пару партий с Кирилом. Я с ним ещё играл на первый разряд. Самый перспективный ученик шахматного дома.
Ему лет семь, но мыслит очень по-взрослому.
-Самое обидное, что было в моей карьере, это четвёртое место на первенстве Минска,-сказал он и затеял сложную комбинацию,-эхх, один раз живём!
Я одну проиграл, а вторую сыграли вничью.
Пришёл американец. Продолжение следует.



  • 1
класс! :)
4 часа - пережить сложно?? или норм?
а много надо разговаривать? у меня была беда после первых занятий репетитором что у меня язык натурально болел)))

отлично. сразу всем раздаются кодовые имена, всё как я люблю.

Да вообще никак не напрягает. Всё-таки я ещё раз убедился-языком балаболить, это не руками работать. Я это даже работой пока боюсь называть). Просто пришёл потрендел, поулыбался и поехал домой.
Ну я научился задавать много вопросов и предлагать подумать. За это время успеваешь отдохнуть. А так уменя с горлом беда-оно быстро пересыхает, ещё перегородка носовая слегка скривлена и вообще много говорить мне тяжело тоже из-за каких-то особенностей. Через час беспрерывного разговора-если я не попью воды-я не смогу произнести ни слова-очень начинает болеть горло. Я вот этого опасался, но вроде можно брать такие вот паузы, пить воду и всё хорошо.

да тут какие имена -такие люди обычные, что всех называю по имени)

(а зачем ставить кипящий чай в морозилку?)

Это они так пытаются его быстрее охладить после того как вскипятили-изобретение Толика)

у меня как раз есть лишние часы и кучка ежедневников. им очень нужно применение

Тихонько рассмеялся и обнял,-спасибо

Это очень круто на самом деле ))))))


С почином что ли!)

Вот ты))) спасибо)

Всё, я уверен, что буду умирать со счастливой улыбкой. В шахматной науке есть манёвр имени меня! Значит не зря жил!
(на самом деле я давненько так уже не делал, ладей я обычно ставлю в парочку после рокировки, и вывожу в бой через отверстие от быстро гибнущих пешек d,e).

Отлично, мои воины должны пойти по твоим стопам)

Челоевк, который дошёл до своей мечты хоть частично - Вадим Сергееевич )))

Блин, да ты крут) пусть и дальше получается, а там, глядишь, чемпиона вырастишь и будем тебя по телеку смотреть)

спасибо. Это интересно.
скажи, а почему у старшего ребенка когда он играет с младшим не забрать ферзя, например?
это же будет много интереснее.
или ты когда играешь с сильно слабым соперником так почему не поступаешь?

Я думал над этим. И здесь нельзя придти к какому-либо точному решению.
Просто желательно не изменять соотношение материала, чтобы учились играть при полном комплекте, ведь более сильный на самом деле тоже даже не дотягивает до разряда четвёртого. Ещё один момент-тот кто выиграет без ферзя начнёт этому бурно радоваться и проигравший может расстроится ещё сильнее, они и так не любят проигрывать.

Ну и ответ на последний вопрос: Я так не люблю делать, лучше в таких случаях играть с часами и, скажем, ставить себе одну минуту, а противнику 5 или десять. Или любое соотношение. В любом соотношении, чтобы партия не теряла своей целостности. Хотя твоя версия тоже годна.
П,С,
И со слабыми я стараюсь не играть, я играю всегда с теми, кто намного сильнее меня, но сейчас с этой школой возможно иногда придётся и играть с учениками, хотя Витя просил так не делать.

а чьто Серге свет Владимирович.
не сыграть ли нам партию?

https://lichess.org/@/Wadim_Sergeevich

добавляй в друзья и погнали.

Не грызть фигуры! Запомнили, дети)))))
Слушай, ну после прочтения явно приятнее и как-то спокойнее что ли, чем после постов про ЖЭС и замену автоматов.

Не грызть фигурыыы! это ты правильно заметила!
Да, пока спокойнее...посмотрим в чём будут минусы....

  • 1