В класс заходит новый учитель с огромным косяком, садится, запаливает, тянет…
— Дети, я ваш новый учитель биологии, Вадим Сергеевич…
Затягивается, выдыхает…
— Сегодня я расскажу вам про рыбу–пилу…
Затягивается…
— Эта рыба обитает на са–а–амом дне океана, у дна, в вечной мгле…
…ещё тяжка…
— Но иногда она выходит на берег, и начинает пилить деревья…
Затягивается, выдыхает… задумчиво:
— Пи@дец… Еба@утая рыба…
Вернувшись из очень дальней и совершенно секретной экспедиции на другую планету, я снял скафандр и не знал чем себя занять целых три дня, пока из этого состояния меня не вывел Витя, спросив: когда же я уже буду готов?
Я ответил: Всегда готов.
С понедельника меня ждало две группы. Я получил план обучения и собственно саму книжку с темами.
Задал Вите миллион уточняющих вопросов и прибыл в назначенное время в шахматный дом.
-А вот и твой первый ученик,-Витя показал на взлохмаченного худенького паренька с огромной шахматной папкой под мышкой. Звали его Артём. К нему присоединился ещё один-с большой головой. Макар.
Всего два ученика, идеальное время для тренировки.
Для моей тренировки. Мало кто мог подумать, что Вадим Сергеевич тоже тренируется. Однако я просто-таки идеально продумал все происходящие события на основе Витиных ответов и того, что я увидел на его уроках и не встретил никаких неожиданностей.
Изучали мы мат тяжёлыми фигурами со скоростью три мата в пол часа. Артём всё время рвался предлагать ходы, прям с таким надрывом, потому что обозначения клеток давалось ему с трудом.
-Ну когда мы пойдём играть? Мы ведь уже два мата поставили,-спрашивал Артём
-Не уверенно, поэтому ещё раз,-я был непреклонен.
Артём вздыхал и снова не давал Макару сказать ни слова и его приходилось останавливать. Хотя Макар и не горел желанием предлагать ходы, хотя был внимателен.
Вот мы уже и наблюдаем две заложенные личности, которые не изменятся со временем, а разовьются дальше.
Прошло пол часа теории и наступило пол часа игрового времени.
Артём постоянно обыгрывал Макара, а тот добросовестно сносил эти удары судьбы.
Нет, он слегка сопротивлялся и не хотел играть, но с Вадимом Сергеевичем не забалуешь.
Точнее забалуешь конечно, ещё как забалуешь, но не в плане шахматных задач на урок.
И вот я уже столкнулся с первой проблемой, которая на первый взгляд была не видна. Как вы думаете что будет с интересом к шахматам у того, кто постоянно проигрывает?
Я надеялся это решить осенью, когда у меня будет десять человек и станет возможным менять противников. Пока же Макару предстояло это пережить.
-А мы с часами будем? Хочу с часами, с часами!-просил Артём.
Я им поставил часы, на которые они нажимали через раз и иногда просто смотрели на время...)
Не вижу тут ничего предосудительного, зато я знаю миллион взрослых, которые как эти дети чего-то хотят, а потом оказывается это им вообще не надо.
Иногда шахматный бой переходил в весёлое пинание ногами под столом и приходилось их одёргивать. Для этого хватало спокойного голоса и оставалось только благодарить бога за то, что эти детишки такие послушные. И надеяться, что они не скоро разберутся какой Вадим Сергеевич добрый и сядут ему на шею.
Со второй группой было интереснее. За первыми столами заняло место аж четыре человека.
Перед этим в комнату зашёл Батя и спросил-не против ли я, если на моём уроке поприсутствует другой потенциальный тренер, который хочет поучиться.
Я ему говорю-да я сам только сегодня пришёл первый раз))
-Ничего страшного, у тебя хорошо получается!-подбодрил меня Батя
Этот дядька оказывается его друг. И загорелся идеей фикс открыть шахматную школу в Швейцарии. И теперь наблюдает как обращаться с маленькими демонами. Нашёл тут с кого брать пример).
Маленьких демонов звали: Марк, очень похожий на Артёма, Даниил-русско-язычный американец, которого родители из Америки спровадили на лето к бабушке, четырёхлетний Богдан-совсем крошечный чувачок, и двенадцатилетний Дима, сразу ставший моим самым любимым учеником.
Витя дал указание учить их делать рокировку, но они знали это прекрасно. Я даже на секунду растерялся-чем их учить теперь. А кждая секунда какого-либо промедления или молчания увеличивает вероятность шумного бунта, причём очень быстро, через десять секунд бездействия кто-то уже кого-то ухватит за ухо или начнёт щекотать.
Но на помощь пришёл старый добрый мат тяжёлыми фигурами. Эта группа тоже с трудом соображала как можно двумя ладьями зажать короля.
Самым ответственным был конечно же Дима. На втором месте Даниил, который хоть и терял концентрацию, но бодро отвечал на вопросы. Марк растекался по столу, двигаясь в разные стороны, а Богдан наблюдал за мной с лёгкой улыбкой и доброжелательным интересом, хотя по нему становилось понятно, что он пока не совсем понимает что он делает в этом мире и конкретно в шахматной школе).
Я уже слегка освоился и пару раз хорошо пошутил на их уровне понимания, вызвав несколько волн смеха. Краем глаза я посматривал ещё и на Витю. Он, проскользнув в класс, занял место в последнем ряду и уткнулся в телефон, но было совершенно ясно-он слышит и анализирует каждое моё слово.
Именно это, а не дети, вводило меня в некоторый волнительный стресс, осознание того, что вот сейчас за Вадимом Сергеевичем наблюдают остальные тренера. И не только.
Однако отступать было некуда и все эти мысли я выбросил из головы.
Теоретическая часть закончилась и я несколько малодушно использовал хорошего парня Диму, посадив его играть с Богданом.
-Мне кажется это будет не совсем честно,-сказал Дима
Конечно не честно, только причина была в другом. За четырёхлетним Богданом требовался глаз да глаз и Дима мне в этом должен был немного помочь. Пока Марк играет с Даниилом.
Ещё они очень быстро ходили. Не успевал один из них оторвать руку от фигуры, как второй моментально делал ход и иногда возникала ситуация, когда они не понимали чей сейчас ход. В отличии конечно же от Димы. Он играл вдумчиво и задавал вопросы Богдану, когда тот подставлял фигуру.
Богдан играл как в тумане с той же доброжелательной улыбкой, но ходил фигурками чётко. Даже конём ходил сразу, в отличии от Артёма, который ходил конём мелкими шажками на протяжении всего того пути, который конь должен проделать до искомой клетки.
Вокруг кипела жизнь, моим напарником сегодня был Миша, проводивший уроки с другими карапузами и мы менялись залами. Витя занимался один на один сначала с мелким пареньком, потом со взрослой девушкой. В углу проводили свой собственный турнир пенсионеры. Двумя из которых оказались, как думаете кто? Серебрянские мамонты. Профессор математики и контр-адмирал. Контр-Адмирал крепко пожал мне руку.
Кажется Григорий Григорьевич теряет бойцов).
Богдан принялся строить башню из сбитых фигурок и я погрозил ему пальцем. Башня была демонтирована. Но всё равно, к концу часа дисциплина расшаталась и уже стала выходить из-под контроля. Для них час занятий-это идеально. Больше уже нереально удержать дисциплину. Марк каким-то образом пришёл своим королём к королю Даниила и их короли стояли напротив, глядя друг другу в глаза.
-Я сбил короля!-объявил Даниил
-А я сбил твоего короля пешкой!-ответил Марк
Возникла тяжёлая ситуация, когда оба короля были сбиты и определить победиткля могло лишь третье лицо, имевшее хоть какой-нибудь авторитет.
-Даниил сбил твоего короля первым,-сказал я Марку
Час закончился и все разошлись кроме русско-язычного американца.
-А с кем мне поиграть?-спросил он.
Кстати, сразу понятно, что американец. Пухленький такой, сытый, выращенный на бургерах, в отличии от наших ежедневно недоедающих детишек. Шучу про недоедающих, просто видимо у нас пока ещё более менее нормальная еда.
-Давай со мной,-предложил я.
А что делать? Не бросать же его.
И мы играли. Кстати, все они играли ужасно. Намного ниже четвёртого разряда. Чему их только учили. Американец, однако, всегда делал рокировку и любил несколько раз походить королём туда-сюда.
Я попытался искоренить у него это странное желание.
А ещё любимая стратегия абсолютно всех-это пойти крайней пешкой и вывести вперёд ладью. Я про себя дал имя этому манёвру: манёвр Юрия Михалыча.
Интересно, почему у новичков такое дикое стремление в начале партии вывести вперёд именно ладью? Только маленький Богдан так не делал, что странно).
Я пару раз обыграл американца, (иногда позволяя ему вернуть ход, а иногда нет-нефиг привыкать к поблажкам) наблюдая за его реакцией. Нормально, такого поражениями не испугаешь.
Я вдруг почувствовал, что могу вот так с ним сидеть и объяснять ходы до утра. Меня это вообще не напрягало.
-Ну что, ещё одну?-предложил я
-Бабушка, можно ещё сыграть?-спросил американец
-Солныышко, ну когда же мы с тобой домой попадёоом?-спросила бабушка
Бабушка стала договариваться со мной о следующем занятии. Оказывается, американец был загружен полностью, он ходил на музыку, в бассейн, собирался в компьютерный лагерь. И одно занятие по шахматам в Америке стоит пятьдесят долларов.
-Все эти вопросы к старшему тренеру,-я указал на Витину спину и поднялся попить воды
-Конечно, конечно, столько говорили. Может Вам кофе сделать?-засуетилась женщина, отвечающая за запись учеников, оплату и такое прочее.
Я отказался.
-Не спешишь? Ну почакай тады трохи, я сейчас закончу,-Витя кивнул на девушку
Ко мне подкрались Батя и Швейцарец и сели тоже рядом. Они только что закончили между собой партию. Батя сразу не хотел играть, аргументируя тем, что он не играющий тренер, но выиграв загорелся тоже создать аккаунт в интернете и иногда играть.
-Ну что, с почином!-Батя пожал мне руку. К нему присоединились Швейцарец с Витей.
Я скромно улыбаясь кивнул.
-Только одно скажем так, не замечание, а просто пожелание,-сказал Батя,-ты слишком сложные слова для них используешь, как в университете. Им надо попроще, а то не поймут ничего. Вот только этот момент.
-Ну извините мне за мой ЖЭСовский жаргон,-я заулыбался
-Я так в первый год тоже объяснял, ну как вообще дела?-спросил Витя
Я коротко рассказал как дела.
-Это нормально. Вон видел Артёма? Он занимается всего месяц, а Макар уже пол года, но Артём постоянно с папой играет и разделывает его на раз два, чётко видит фигурку, которую может сбить. А в сентябре у тебя будут вообще нулевые, причём каждый будет знать правила шахмат по-своему. Для кого-то ладья это тура, слон- офицер, а кому-то папа сказал что пешка ходит постоянно на две клетки. Их всех надо будет привести к общему знаменателю.
-Понятно,-ответил я.
Что мне было ещё ответить.
-Папа Даниила очень любит Беларусь, говорит приеду сюда жить на пенсии,-сказала женщина-администратор
-Ещё бы с их пенсиями, почему бы и не приехать,-хохотнул Швейцарец
Я ехал домой и, хотя совсем не устал, думал как хорошо, что завтра выходной. Всё-таки я был ленивцем.
А на среду у меня образовалось вместо двух часов четыре. Во-первых американец из-за обширной программы не мог посетить занятие в группе и с ним пришлось заниматься индивидуально, а во-вторых появился какой-то взрослый айтишник, решивший хорошо научиться играть в шахматы и заниматься он хотел лично.
-От взрослых я никогда не откажусь, это проще,-ответил я на Витин вопрос: возьмёшь, не возьмёшь?
-Ты думаешь?-он хитро улыбнулся
-Конечно,-уверенно ответил я
-Ну да, они быстрее схватывают,-согласился он
-Да даже не в этом дело, а в том, что навряд ли им в голову придёт грызть фигуры,-ответил я
К занятиям я подготовился и записал кое-что в своём блокноте. Во мне уже назревала мысль опровергнуть имеющуюся совершенно неграмотную программу обучения, написанную советскими авторами. Вот почему совершенно везде у меня такое желание идти против системы?)
Ещё до начала занятий я сыграл пару партий с Кирилом. Я с ним ещё играл на первый разряд. Самый перспективный ученик шахматного дома.
Ему лет семь, но мыслит очень по-взрослому.
-Самое обидное, что было в моей карьере, это четвёртое место на первенстве Минска,-сказал он и затеял сложную комбинацию,-эхх, один раз живём!
Я одну проиграл, а вторую сыграли вничью.
Пришёл американец. Продолжение следует.